Как попасть в ИТ, если ты гуманитарий: истории из жизни

Можно ли попасть в одну из самых желанных и высокооплачиваемых профобластей — информационные технологии, если у тебя гуманитарное образование и нет технического? У двух девушек, героинь этой статьи, такой поворот получился. Одна пошла работать в техподдержку, другая стала программистом, хотя окончили они обе гуманитарные факультеты.
Анна Екомасова
Анна Екомасова
журналист

Работа не по специальности сама по себе не редкость. По данным опроса, проведенного Службой исследований HeadHunter, 41% соискателей, получивших высшее образование, работают сейчас не теми, на кого учились.

Не во всякую профессию попадешь без диплома. В медицину и юриспруденцию, например, даже не будешь пытаться. А в информационные технологии? Программистов-самоучек немало. Но со стороны кажется, что для того, чтобы освоиться в этой сфере, нужно быть хотя бы технарем, уж точно не гуманитарием. Вот истории тех, кто пришел в ИТ с гуманитарным набором знаний. Правда, есть большое но: у одной героини за плечами, кроме гуманитарного факультета, физико-математическая школа. Другая выучила в вузе японский язык — возможно, после этого Java уже не казался таким уж сложным (хотя сама она считает, что языковедение ей вряд ли помогло).

Востоковед-программист

Анастасия, Java-разработчик в банке

В школе какое-то время я увлекалась информатикой, но потом у нас поменяли учительницу, стало скучно — и я ушла в сторону литературы, истории. У меня, можно сказать, гуманитарная семья, никто всерьез и не думал о том, чтобы я получила техническое образование.

Я абсолютно не разочаровалась в своем выборе ни к моменту выпуска, ни сейчас. Считаю, что получила прекрасное гуманитарное образование (история, культура, искусство), еще и с изюминкой. Да, я совсем не уверена, что диплом когда-либо пригодится мне в дальнейшем в работе, но это были отличные четыре года, я ни о чем не жалею.

После выпуска я год проработала младшим координатором отдела химии в японской международной торговой компании. Это была, по сути, менеджерская работа, и там главное было знать японский язык. Отдел занимался поставками полиметилметакрилата, наноалмазов, удобрений, пленок и много чего еще. Честно говоря, до конца я там так и не перестала пугаться японских названий все новых химических терминов. По содержанию работа была скучнейшая (всякие бумажные и административные дела), при этом со стрессами. Через год я отчетливо поняла, что в жизни надо что-то менять. Это было в 2018 году.

Первичный отбор включал тесты на память, повторение комбинаций, поиск алгоритмов. Для того чтобы их пройти, мне хватило школьной углубленной информатики и алгебры. Потом еще четыре недели мы нон-стоп решали разные задачи. Каждый день утром нам выдавалось от 10 до 20 задач, в том числе на написание кода, и вечером следующего дня нужно было сдать решение. Еще были групповые проекты и экзамены. В итоге я прошла и окунулась в совершенно новую специальность.

Полгода в школе мы изучали язык программирования С (Си). Сейчас на нем уже мало что пишут, этот язык считается достаточно низкоуровневым, но обучение на нем дало мне хорошую стартовую базу, основы работы с памятью, алгоритмическую подготовку и так далее. Где-то за месяц до окончания школы я начала учить более востребованный язык Java. С минимальными знаниями в Java прошла отбор на стажировку в Сбербанк, где хорошо подтянула этот язык и через несколько месяцев попала в штат. Сейчас работаю в одном из ИТ-отделов Сбербанка.

Не думаю, что за полгода возможно стать высококлассным специалистом, но я получила действительно много навыков и знаний и сильно прокачалась.

Я думаю, было бы несколько притянуто за уши сказать, что именно востоковедение помогло мне погрузиться в новую специальность. Конечно, изучение японского — тренировка для мозга. Плюс мне помогли такие полученные в университете навыки, как упорство, понимание дедлайнов и так далее. Но все же программист больше нуждается в логике, понимании алгоритмов, умении выстроить архитектуру.

Я еще не решила, стоит ли мне для этого вновь становиться студентом или достаточно самостоятельного изучения и каких-то курсов. На второй бакалавриат я вряд ли уже пойду, магистратура же дает не базовые, а специфические углубленные знания в конкретной направленности, и поступать туда после гуманитарного бакалавриата будет очень непросто. Но я еще думаю над этим.

Когда коллеги узнают, что я пришла в программирование из совершенно другой сферы, реагируют по-разному, но в целом никакого шока и тем более дискриминации я не встречала. Смена специализации, так бывает.

Политолог и специалист техподдержки

Елена, специалист техподдержки в ИТ-компании:

В 10-м классе я понятия не имела, кем хочу стать и как зарабатывать деньги. Школа, в которой я училась, была с физико-математическим уклоном, базовая при НИУ ВШЭ, у нас было много углубленной информатики и физики. Родители хотели, чтобы я пошла в техническую область. Но позже я выиграла муниципальную олимпиаду по обществознанию и после этого решила, что будет проще поступить на какую-нибудь гуманитарную специальность.

У меня не было особой цели поступить на какую-то конкретную специальность, но я очень хотела именно в Вышку. Сдав определенный набор экзаменов, я стала смотреть, на какой профиль там прохожу по баллам. Оказалось, что прошла на философию в московскую Вышку и на прикладную политологию в Санкт-Петербурге. Выбор пал на политологию, так как мне хотелось переехать в Санкт-Петербург и учебный план там был более разносторонний, чем на философском.

Помимо, собственно, политологии, мы изучали менеджмент, углубленный английский, экономику, математическую статистику, методы качественные и количественные, что дало мне разностороннюю базу. Уже к третьему курсу я поняла, что работать по специальности не пойду, но в выборе вуза и направления не разочаровалась.

За два года работы там я сильно выросла как специалист, многому научилась сама, переняла опыт у коллег. Я бы не сказала, что в ту компанию высокий порог вхождения, всё зависит от конкретного человека. Любому давали возможность учиться и развиваться, твои возможности зависели только от тебя.

Мне кажется, мое университетское образование во многом помогает мне в работе. За время учебы я научилась правильно распределять свое время, грамотно формулировать мысли и хорошо выстраивать коммуникацию. Это очень важно, когда тебе человек задает вопрос. Сначала надо в уме разложить сложный ответ по полочкам, потом объяснить простым языком, чтобы донести до клиента суть.

Я знаю не так много людей, которые без профильного образования занимают в ИТ высокие должности, это все-таки довольно сложно, но прецеденты есть. Сейчас я работаю в Эстонии, и здесь к этому отношение немного другое. В моей компании очень много людей с узкоспециализированным образованием, и, когда я говорю о своем политологическом образовании, у многих возникает недоумение. Модель европейского высшего образования отличается от российской, и у студента есть больше времени подумать, где он хочет учиться, и больше возможностей брать разные курсы во время обучения в университете и формировать свой учебный план самому. Поэтому многие из них, как мне кажется, учились там, где им действительно было интересно.